мир профессиональной уборки, клининг
Клининг остался без клинеров


Клининг остался без клинеров

Клининговые компании столкнулись с острой нехваткой персонала. Основными причинами кадрового голода участники рынка называют падение курса рубля, а также ужесточение государственной миграционной политики. Ситуация патовая: удерживать оставшийся персонал становится все сложнее, ресурсов для повышения уровня зарплат практически нет, при этом рассчитывать на приход новых кадров пока не приходится.

Особенно остро проблема с нехваткой персонала в клининговых компаниях начала проявляться еще полгода назад. И, к сожалению, с тех пор ситуация продолжает усугубляться. Одной из причин массового оттока мигрантов стало ужесточение госполитики в отношении гастарбайтеров. «Государство приняло решение начать «массовую зачистку». На депортацию сегодня отправляются все, у кого имеются хотя бы малейшие проблемы с документами, - констатирует гендиректор ООО «Дженель» Андрей Куркин. – Все это уже привело к нехватке рабочих рук. Более того, те мигранты, кто сегодня не боится выходить из дома и приезжать на работу, начинают требовать себе повышения зарплаты». Так, если раньше в клининге средняя ставка за рабочую смену линейного персонала составляла порядка 2,5 тысяч рублей, то сегодня уже 3-3,5 тысячи.

На ситуацию с госполитикой в области миграции наложился и экономический фактор. Многим мигрантам из Среднеазиатских республик сегодня оказывается просто экономически невыгодно работать в России. «На всем рынке наблюдается нехватка кадров. Многие работники уезжают, а те, кто остался переходят работать на склады, в распределительные центры «Озона» и «Вайлдберриз», - соглашается Надежда Мухлисова из клининговой компании Cristanval. – Крупные компании, которые могут себе это позволить, подняли ставки. У нас же выход один – сократить количество персонала, чтобы оставшийся бюджет распределить на тех, кто останется работать. Но тут мы рискуем получить претензии от заказчика, потому что качество работы ухудшается при таком подходе».

К сожалению, в ближайшее время ситуация может усугубиться еще сильнее. В профсообществе активно обсуждают, что власти готовят очередные ужесточения, связанные с оформлением на работу иностранцев. В частности, по неофициальной информации, с конца 2023 года планируется в четыре раза повысить стоимость патентов. Кроме того, с 2024 года может усложниться и процедура оформления иностранного работника. «Вроде рассматривается вариант оформления через личный кабинет на госуслугах, куда необходимо будет загрузить договор и патент. Если работник не оплатит патент, то разрешение на работу тут же аннулируется», - поделился директор по развитию бизнеса ООО «Дако» Андрей Перегудов.

По его словам, сегодня в компании пробуют пойти по пути роботизации, однако пока что говорить о полноценной замене человеческого труда на роботов не приходится. «Мы сейчас взяли попробовать неплохую машину, которая делает уборку территории. Но лично я сомневаюсь, что она сможет полноценно заменить одного работника. Ведь в нашем бизнесе весь персонал – многофункциональный. Клинер не только ездит на машине, он сам может и подмести, и протереть, если нужно», - рассуждает Андрей Перегудов.

Решением проблемы по нехватке персонала также могло бы стать привлечение к работе российских граждан и организация вахты. Впрочем, с привлечением россиян могут возникнуть сложности: во-первых, идти работать в клининговые компании сегодня готовы разве что маргинальные слои населения, которые едва ли смогут стать по-настоящему качественными работниками. Во-вторых, костяк трудового коллектива в клининге пока еще составляют именно граждане стран СНГ и ближнего зарубежья. Это обстоятельство едва ли добавляет работе в клининге популярности. «Мы сейчас думаем попробовать сделать объект, на котором будут только российские работники. Посмотрим, что из этого получится», - говорит Андрей Перегудов.

«Профессиональному сообществу необходимо повышать престиж профессии клинера, уходить от образа неряшливой женщины с тряпкой, формировать профессиональную культуру, создавать образ высокотехнологичного современного мультифункционального работника, использующего передовую технику и технологии, а самим компаниям нужно включаться в процесс подготовки себе персонала. Для этого кадровым службам развивать сотрудничество с учебными заведениями, набирать молодые кадры, давать им старт в профессию, развивать программы подготовки, повышения квалификации на базе профильных образовательных центров, обучать использованию моечной и уборочной техники, вывести персонал из тени, создать ему достойные бытовые условия проживания. Все это позволит постепенно провести замещение маргинальных сотрудников, людей с неустойчивой психикой, неадаптивных мигрантов нелояльных к своему работодателю на мотивированный персонал, снизит высокую текучку кадров. Тогда можно предъявлять повышенные требования к работникам и будут окупаться повышенные зарплаты, появится необходимая аргументация для обоснования стоимости услуг перед заказчиком, а профессиональные объединения помогут здесь наладить горизонтальные связи между участниками», - предлагает президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников.

А поиском персонала для вахтовых работ сегодня перспективно заняться в новых российских регионах. Парадоксально, но факт: мигранты из СНГ трудятся на присоединенных территориях за двойную оплату – считается, что работа там пока еще не безопасна. Но при этом местное население с трудом может найти работу даже на очень скромные заработки. «Я сам из Мариуполя и сейчас нахожусь в тесном контакте с друзьями и партнерами из своего родного города. Там очень много людей, которые не могут найти работу. Их можно приглашать, но надо организовывать вахту, жилье, предложить адекватные зарплаты. Они с удовольствием приедут работать», - говорит гендиректор компании workinc.ru Евгений Чугунов.

Кстати, платформа workinc.ru – прекрасная альтернатива известным крупным игрокам рынка по поиску линейного персонала. ОкРОН уже подробно рассказывал о том, чем workic.ru может быть полезен как работнику, так и работодателю. Сервис WORKINC: весь линейный персонал на одной платформе (okron.ru).

А обслуживать объект меньшим количеством персонала и не потерять при этом в качестве поможет авторская методика по разработке маршрутных карт, представленная компанией ООО «Дженель». В основе методики – составление маршрутных карт и расчет необходимого количества персонала под конкретный объект, с учетом пожеланий и бюджета заказчика. Такой подход позволяет обходиться меньшим количеством персонала и до 20% сократить накладные расходы. Маршруты экономии на клининге от ООО «Дженель» (okron.ru).


Возврат к списку